10 декабря 1768 года в Англии по приказу Георга III учреждена Королевская академия художеств. Это наиболее влиятельная и авторитетная ассоциация художников Великобритании.
Всё в нашей жизни бывает впервые, и всегда что-то новое бывает волнительным. Если вы собираетесь в длительный отпуск с семьей надолго, но вас беспокоят некоторые нюансы, не стоит переживать. Чувствовать себя более уверенно и защищено вы будете, когда будете владеть полной информацией о своих правах и возможных подводных камнях.
10 декабря 1768 года в Англии по приказу Георга III учреждена Королевская академия художеств. Это наиболее влиятельная и авторитетная ассоциация художников Великобритании.
Кутна Гора прославилась на весь мир своим
«Кости — это наше всё». Такой девиз вполне подошёл бы кутногорцам. Прославившись в средние века как мастера в обращении с «костями земли», сегодня они получают внимание и деньги туристов благодаря костям тех людей, которые покоятся в местном оссуарии. В средние века люди стремились обрести вечное пристанище на монастырском кладбище, площадь которого была отнюдь не безгранична.
В результате и на востоке, и на западе христианского мира возникла интересная традиция: спустя многие годы после захоронения извлекать кости давно почившего христианина из земли и компактно складывать их здесь же, на монастырской территории, но уже не на кладбище, а в специальном костехранилище. В результате, и останки человека не покидали пределы кладбища, и место под новую могилу освобождались.
Сегодня эта традиция может показаться неэстетичной и даже не соответствующей представлениям о христианстве. Но в те времена, когда отношение к смерти было проще, открытое хранение костей было очень поучительным и позволяло человеку, перегруженному бытовыми заботами, задумываться о вечности. Для грамотных дополнительный воспитательный эффект имели и слова, которые порой в разных вариациях размещали над костехранилищем: «Мы были такими же как вы — вы будете такими же как мы».
Кутногорцы подошли к заурядному и, в общем то, малоприятному процессу переноса праха в оссуарий весьма творчески. Началось всё XVI веке, когда кости стали переносить с кладбища цистерцианского монастыря в нижнюю церковь, где они ныне располагаются.
Свой настоящий вид кутногорский оссуарий приобрел в 1870 году: по углам церкви были размещены колоколообразные груды костей, в нефе — огромный костяной канделябр, украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений костяного искусства особенно примечательны алтарные дароносицы, четыре напольных подсвечника из черепов, а также большой фамильный герб Шварценбергов. Сам по себе жутковатый (достаточно сказать, что в одном из геральдических полей изображена отрубленная голова с поедающим её вороном), этот герб, выложенный из костей, смотрится особенно органично. О том, что это настоящие человеческие кости, впечатлительным людям лучше всё же не думать…
Костница, если вдуматься, должна производит впечатление чудовищное — повсюду настоящие кости настоящих людей! Но вот лично я ужасаться начал уже много позже, в Москве. Во время пребывания в Кутной Горе в костнице и даже за её пределами места для ужаса не оставляет гомон вполне живых туристов. Туристы бодры, заинтересованы, толпами шныряют по небольшой подземной церкви, полной костей, делают множества фотографий и мешают друг другу запечатлеть самые красивые виды так, чтобы в кадре не было живых…
Вообще, проблема того, что «туристов так много, что они уже мешают друг другу» — это характерная проблема и для Праги, и для Кутной Горы. Небольшая очередь из туристов на входе в собор Св. Ваврвары (впрочем, по сравнению с очередью в пражский собор Св. Вита на кутногорскую очередь можно не обращать внимания). Если уж приехали в Кутную Гору, то посетить собор стоит непременно — он куда грандиознее и, на мой взгляд, куда больше впечатляет, чем всемирно известная костница.
Построенный рудокопами в честь святой Варвары, почитавшейся как покровительница горняков, собор был свидетелем расцвета серебряного промысла в Кутной Горе. На стенах его запечатлены средневековые фрески с изображением представителей гильдий, обеспечивавших работу горного промысла и делавших приношение на устройство общего молитвенного дома. Промысел до XVII века был явно успешным, а приношения обильными — главная церковь провинциального сегодня городка может соперничать со столичным собором Св. Вита размерами и изяществом каменных кружев поздней готики.
Кутногорский собор Св. Варвары уже издалека примечателен своей необычной «трешатровой» крышей, навевающий мысли об украинском деревянном храмовом зодчестве, здесь воплощенном с помощью камня и в гигантских масштабах. Внутри же собора, помимо средневековых фресок и во всех смыслах примечательного потолка, интересны росписи стрельчатых окон, стилизованные под витражи.
Созданы они, судя по всему, на рубеже
У северных дверей собора начинается протяженная смотровая площадка, с которой открываются идиллические виды на почти тосканские пейзажи. Но сама площадка эта оформлена явно в подражание пражскому Карлову мосту — прекрасные резные фигуры, возвышающиеся над перилами, не дают в этом усомниться. В Кутной Горе не было реки, над которой можно было бы возвести достойный мост, но подчеркнуть статус «соперницы Праги», говорят, очень хотелось…
По этой смотровой площадке можно пройти до соседней церкви с внушительной колокольней, а от неё уже спуститься к бывшему кутногорскому монетному двору. Здесь из добываемого в местных рудниках серебра печатали чешские деньги, в том числе и знаменитые серебряные толеры, с которыми сами чехи любят связывать происхождение доллара.
У ворот бывшего монетного двора находится примечательный памятник Томашу Масарику. Этот чешский философ, посвятивший трехтомный труд России, прославился афоризмом «Великое не может быть великим, если оно лживо», а также тем, что стал в 1918 году первым президентом независимой Чехословакии. Собственно, борьбе за независимость и была посвящена вся его жизнь до 1918 года.
Чехи называли Томаша Гаррига Масарика «Тятенькой» (Tomáš Garrigue Masaryk Tatí?ek) и считали его политическим и духовным лидером независимой Чехословакии. Пожалуй, сегодня как никогда актуальны его слова: «Всякая разумная и честная политика есть реализация и укрепление принципов гуманизма. Политику, как и все, что мы делаем, следует подчинять этическим принципам».
Памятник Масарику есть во многих чешских города, в том числе и в Пражском Граде. Кутногорский же памятник примечателен находящейся на его постаменте лаконичной надписью, повествующей о том, как его несколько раз сносили (и нацисты, и коммунисты), но чехи всякий раз восстанавливали его на прежнем месте. Этот монумент Тятеньке не без основания называют памятником чешскому упрямству.
© Фото: Д.Казанцев
Добавить комментарий