Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Медицинское страхование туристов. Фото с сайта travel.tochka.net

Любая медицинская страховка для стран Шенгена является ключевым элементом получения визы. Нельзя рассчитывать на посещение Австрии, Нидерландов, Исландии, Дании, Греции, Бельгии и Франции без медицинского страхового полиса.

сегодня

24 июня
Сан-Хуан Баутист
Праздник Сан-Хуан Баутиста
Эквадор
Эквадор

24 июня – Праздник Сан-Хуан Баутиста (Святого Иоанна Крестителя) на Эквадоре. Его принято проводить в ущелье Отавало. Это празднование проходит в виде особой ритуальной церемонии в честь Матери Земли, богини Pachamama.

Казань. Рождественская сказка


Город, в который я влюбилась

Время отдыха: Январь 2006

Герб КазаниИтак... Как говорится в сказках — это было «давным-давно», а точнее зимой 2006 года, поэтому заранее прошу у всех прощения за возможные неточности в рассказе.

К моему глубокому стыду, если бы не случай, мне бы никогда не пришло в голову отправиться в Казань. Но поступило предложение, весьма заманчивое, о поездке на Рождественские праздники — поездку оплачивала фирма, и было бы глупо не согласиться. Забегая вперед, скажу, что ни на секунду не пожалела об этом. Я просто влюбилась в этот город. Но данное свойство влюбленности в города мне свойственно :))).

Началось наше путешествие с Казанского вокзала, что не удивительно. Нет, не совсем так. Путешествие началось со станции Люберцы. Рассчитав время на дорогу, мы с мужем подошли к станции, и тут оказалось, что все электрички задерживаются на неопределенный срок. «Только не паниковать!» — решили мы и ринулись ловить такси. Но не тут-то было — ни одной машины. Пришлось добираться до ближайшего метро на маршрутке.

Но ведь всем известно: маршрутка — не электричка, и также быстро передвигаться не умеет, хоть и пытается. Оставшееся расстояние от станции метро «Выхино» до вокзала мы преодолели за рекордно короткий срок, перебегая на пересадках по эскалаторам вверх-вниз, как заправские спринтеры. В вагон мы ввалились за одну минуту до отправления поезда. У-у-уф, успели!

Итак, вечером 5 января, сев в поезд в Москве, около 11 часов утра 6 января мы были уже в Казани. Там нас встретили и первым делом повезли завтракать в одно не очень большое, но изумительное кафе с национальной кухней. Хотя можно сказать, что это был даже и не завтрак, а что-то вроде первого обеда. Здесь я впервые попробовала некоторые блюда татарской кухни. Я в восторге! Жизнь удалась!

Затем было заселение в отель. Гостиница «Казань», в которой нас поселили, находится в центре города, напротив пешеходной улицы им. Баумана. В настоящее время это отремонтированный, современный «Гранд Отель Казань», а в тот момент это была гостиница, по дизайну и сервису не далеко ушедшая от гостиниц советского времени. Не знаю, стоит ли описывать номера, если все уже изменилось с того времени.

После всех формальностей заселения нас повезли на экскурсии.

Немного истории

Всякая история полна превратностей и предубеждений, но мало на свете народов, на чью долю выпало бы столько исторических недоразумений и миражей, сколько выпало их на долю казанских татар. Еще в 550 году нашей эры историк Иордан писал о тюркских племенах булгар, живших в Северном Причерноморье. Сильное государство причерноморских булгар устояло в войнах с Византией, но пало под напором хазар.

От потомков этих племен произошли народы дунайских болгар, волжских серебряных булгар, а также кавказские племена балкарцев, кумыков и карачаевцев. Русский историк Н. И. Воробьев писал: «Название татар (официальное со стороны русских название населения Золотой Орды) по отношению населения Волжско-Камского края начинает применяться русскими лишь с того момента, когда после организации Казанского ханства и блестящих побед этого ханства над русскими казанские татары заслонили собой настоящих татар Золотой Орды, и все прежние отношения, которые были выработаны русскими по отношению к Золотой Орде, были перенесены на Казанское ханство и его население».

Великая Булгария раннего средневековья, наследниками которой стали Казанское ханство и современный Татарстан, была могучим и развитым государством, торговавшим со всем известным тогда миром: булгарские кожаные изделия и меха поступали не только в страны Востока, но и в Литву, Польшу, Италию, Фландрию... Волжские булгары еще с Х века чеканили свою серебряную монету с арабскими надписями, что говорит об уровне развития торговли, в том числе и внешней.

Первыми в Европе предки казанских татар начали плавить высококачественный чугун. В булгарских городах развивались черная металлургия, гончарное, ювелирное, кожевенное дело. В Центральной Азии и Иране кожа и кожаная обувь называются с тех пор булгарскими. Булгарские строители с IX века воздвигали каменные и деревянные мечети, школы, дворцы, караван-сараи, здания гражданского назначения с центральным отоплением и водопроводной сетью. В 922 году Волжская Булгария, после прямых дипломатических переговоров с Багдадом, приняла Ислам, и существовавшая в народе древнетюркская руническая письменность сменилась арабской.

Казань была основана как форпост на северных границах Волжской Булгарии. После захвата татаро-монголами территория Волжской Булгарии включается в Золотую Орду. О происхождении названия Казани существует несколько версий и легенд. Я не буду здесь останавливаться на всех, но согласно наиболее общепринятой версии, колдун посоветовал булгарам построить город там, где без всякого огня будет кипеть врытый в землю котел с водой.

В результате подобное место было найдено на берегу озера Кабан. Отсюда и пошло имя города Казань («казан» на древнебулгарском, как и на современном татарском, значит «котел»). Согласно официальной версии, город был основан не менее 1000 лет назад. Основанием для этого является найденная во время раскопок на территории казанского Кремля чешская монета, датированная правлением св. Вацлава (предположительно, чеканки 929-930 годов).

Историческим символом Казани является драконоподобное существо Зилант, часто употребляется в легендах. Например, когда многочисленные змеи и рептилии сильно мешали развитию города, охотники отправились на поиски Царя змей и победили его, по другой версии жители города откупились от гигантского змея золотом, после чего все змеи покинули город. Еще одна легенда утверждает, что гигантский змей всегда, и по сей день, сторожил ханские сокровища, спрятанные в потаенных пещерах. Но исторически достоверно, что змеи, действительно, были многочисленны в Казани, но затем число их резко сократилось.

Но, вернемся к нашему путешествию.

День первый. Казанский Кремль

Казанский кремль.Начнем с сердца Казани — Казанского Кремля. За свою официально тысячелетнюю историю Казанскому Кремлю пришлось пережить целый ряд исторических этапов. Изначально, как и многие крепости того времени, Кремль представлял собой крутой ров-овраг и земляной вал с проездными воротами, а так же частично линию укреплений в виде частокола бревен с заостренными обожженными концами. Но в XII веке Казанский Кремль становится каменным.

В результате длительной осады и штурма Кремля войсками Ивана Грозного в 1552 году он был разрушен, но уже в 1556-1562 годах по поручению царя началось восстановление стен и башен Кремля мастерами во главе Постником Яковлевым и Иваном Ширяем, которые возглавляли строительство собора Василия Блаженного. С территории Кремля исчезли жилые, присутственные и культовые здания, в том числе и мечеть Кул Шариф. Они уступили место русским казенным домам и православным храмам. XVIII-ХХвек — снова преобразования и утраты.

И вот мы стоим перед стенами этого древнего города. «Кремль белокаменный» — это о нем. Прямо перед нами Спасская башня с надвратной церковью Спаса Нерукотворного. Это одно из зданий, построенных Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Башня является парадным въездом на территорию Казанского Кремля и представляет собой четырехъярусное сооружение. Первые два яруса имеют четырехгранную форму с арочным проездом — они то и были созданы знаменитыми русскими мастерами.

Верхние два яруса имеют восьмигранную форму с шатровым завершением и были надстроены уже в XVIII веке. В нижнем восьмиграннике установлены часы, а верхний прорезан арками. Справа и слева от Спасской башни, по углам крепостной стены, находятся Юго-Восточная и Юго-Западная круглые башни. Внутри Кремля проходит прямая, почти как стрела улица, ведущая к Тайницкой башне.

Мечеть Кул ШарифПо левую руку мы видим здания Братского корпуса, бывшего манежа и комплекса бывшего Юнкерского училища, из-за которых величественно возвышается вновь отстроенная мечеть Кул Шариф. Проходим между корпусами и вот она мечеть, во всей своей красе — белоснежная, с бирюзовым куполом, словно стремящаяся ввысь, в небо. Несмотря на внушительные размеры, здание не производит ощущения громоздкого. Стрельчатые витражные окна, и высокие минареты создают впечатление какой-то необыкновенной легкости. Это — новая мечеть.

Прежняя, как я уже говорила, была разрушена. О ее величии можно судить только по археологическим раскопкам, да летописям. Потихоньку входим вовнутрь. Внутреннее убранство — ковры, цветная хрустальная люстра, витражи, лепнина, мозаика, позолота. Как водится, храм строили «всем миром»: возводили мечеть турецкие строители, люстры для нее сделаны в Чехии, гранит и мрамор привезены с Урала, персидские ковры — дар правительства Ирана...

Тихо рассматриваем все это великолепие. Для таких экскурсантов, как мы, а проще говоря, зевак, помещения внутри мечети жестко зонированы, отделяя музейную часть от той, которая является ритуальной. Налюбовавшись, также тихо выходим на улицу.

Благовещенский соборДалее наш путь лежит к Благовещенскому собору и башне Сююмбике.

В комплекс Благовещенского собора входят  сам собор, Архиерейский дом, Консистория, а так же археологические фрагменты каменных сооружений разных периодов. Благовещенский собор — древнейшее сооружение из сохранившихся каменных построек Казани. Построен в 1561-1562 годах все теми же мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. С тех пор собор перестраивался, реконструировался и реставрировался. В 1930-х годах собор разделил судьбу многих православных храмов — были снесены колокольня, западное крыльцо, главы собора.

Все это восстановлено уже только в 1973-1986 годах, а так же в 1996-2005. Внутри собор пронизан светом и покоем. Храмовая часть собора сохранила интерьеры XVI-XVII веков. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX века). Первоначально собор был расписан фресками, три фрагмента сохранилось в храме и два в алтарной части. Одна из фресок изображает икону Казанской Божьей матери, которая писалась с явленной иконы.

К сожалению, в остальных зданиях комплекса нам не удалось побывать.

Башня СююмбикеО башне Сююмбике написано множество брошюр, очерков и научных статей. До сих пор ученые не пришли к единому мнению о дате ее возникновения. Существует несколько легенд и преданий о ней. Одна красивее и романтичнее другой. По одной из них башня построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея. По другой она была сооружена по приказу Ивана Грозного за семь дней по условию царицы Сююмбике, которая после этого сбросилась с нее, не желая выходить замуж за захватчика.

С тех пор башня и носит ее имя. На самом деле после смерти казанского хана Сафа-Гирей, мужа Сююмбике, по закону на трон должен был взойти его двухлетний сын Утямыш-Гирей. В 1549 году он был провозглашен ханом, но пробыл на троне совсем немного. По соглашению с Москвой, Казанский престол занял Шах-Али. Утямыш и его мать должны были быть выданы московским властям. В Москве Сююмбике и умерла.

Башня сложена из красного кирпича и имеет семь ярусов, разных по высоте и размерам. Западная сторона башни построена на фундаменте старой дозорной башни. Она оказалась более устойчивой, поэтому сразу после окончания строительства башня стала крениться на восток. Заметен крен стал только в начале XX века. В связи с этим были проведены реставрационные работы: нижний ярус был охвачен железным поясом. В последствии башню неоднократно реставрировали и укрепляли фундамент. В настоящее время наклон башни составляет почти 2 метра. Кстати, башня Казанского вокзала в Москве стилизована под башню Сююмбике.

Просвещенные и просветленные мы покидаем Казанский Кремль. Теперь пора перейти от пищи духовной к пище материальной, и наш путь лежит в кафе.

Отдельно хотелось бы остановиться на предприятиях общественного питания Казани. «Я Вам не скажу за всю Одессу», как поется в песне, так и я Вам не скажу «за всю Казань», но те кафе и ресторанчики, в которых нам довелось пообедать, поужинать и просто перекусить нам очень понравились. Могу посоветовать, например, ресторанный комплекс «Сытый папа» — понравился нам не только кухней, но и интересными дизайнерскими находками в интерьере и оформлении.

В кафе "Я шагаю по Москве"На первом этаже комплекса находится кафе «Я шагаю по Москве», где передана атмосфера Московских улиц и дворов, годов так 50-х. Представьте себе: Вы заходите в зал, а Вас уже поджидает московский трамвай с вагоновожатым, или за соседним с Вами столиком сидит компания и играет в домино. На втором этаже находится детское кафе «Остров сокровищ», стилизованное под пиратский корабль с расположившимися на нем героями одноименного литературного произведения Стивенсона.

Там же расположена кофейня-кондитерская «Чайнатаун», выполненная в китайском стиле, со столиками в виде повозки-рикши. Непосредственно в кафе «Я шагаю по Москве» мы ужинали два раза и оба раза остались довольны.

Вообще дизайнерские решения казанских кафе и ресторанов впечатляют своей оригинальностью и выдумкой. К сожалению, я не помню названий всех кафе, которые мы посетили.

Лесик, 2011 г.

© Фото: Лесик

Опубликовано: 07.05.2014
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Комментарии (2)


Татьяна С.
5 лет назад

Re: Казань. Рождественская сказка

Храм всех религий - даже не подозревала о существовании такого! просто удивительно, тем более, встретить его в Казани. Очень красивое здание. А оно, как храм, используется?


5 лет назад

Re: Казань. Рождественская сказка

Нет, Татьяна, это светское здание. Просто идея такая - объединить всех вместе. Во всяком случае, оно задумывалось именно так.

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.