Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Такси в Венеции

Если вы заранее закажете трансфер в Венеции, этот город обязательно встретит вас солнечным ясным днем и положительными эмоциями. Такой сервис позволяет не переживать из-за поездки до отеля.

сегодня

17 февраля
Радиостанция «Голос Америки» начала передачи на русском языке
На радиостанции «Голос Америки» появилась передача на русском языке

17 февраля 1947 года американская радиостанция «Голос Америки» начала передачи на русском языке. В Советском Союзе трансляция передатчиков «Голоса Америки» глушились, но многим удавалось настроиться на запретную волну.

По Тульской области



Не хочется говорить банальности, но факт остаётся фактом: Россия – обширная и чрезвычайно разнообразная страна. Даже если не касаться высоких категорий – её природного и национального многообразия, её великой и богатой истории, а снизойти пониже – скажем, до среды обитания людей, то доставляет огромное удовольствие отметить, что сотни городов и тысячи более мелких населённых пунктов, от обилия и названий которых, когда начинаешь внимательно рассматривать их на современных картах, начинает кружиться голова, имеют какую-то историю, достопримечательности и динамику развития, во многих из них происходили какие-то знаковые события, или в них имеются памятные места, или в них проживали какие-то известные люди, оставившие об этих местах описания или воспоминания.


Наверно, не найдётся такого человека, который смог бы охватить своим разумом всё это многообразие полностью, а уж тем более никакой жизни не хватит, чтобы всё это увидеть или познать лично.

Тем не менее у каждого в жизни всегда имеется возможность посетить множество интересных мест нашей Родины и ознакомиться с их историей и их особенностями, и, при желании, там всегда найдётся пища и для души, и для интеллекта. Кто-то посещает родные, милые места, кто-то, пресытившись крупными городами, ищет отдохновения поближе к природе – в лесах и полях, на озёрах и речушках, а кто-то целенаправленно едет познавать что-то новое для себя, вскрывать какие-то глубинные пласты – исторические и культурные.

Вот и мы с женой, дети двух столиц, проведшие в них практически безвылазно всю свою жизнь и отдавшие сполна долг семье и общественно-полезному труду, получили, наконец, на пенсии возможность остановиться, так сказать, спешиться, осмотреться и просто отдаться беззаботному времяпрепровождению. Мы решили постоянно проживать вдали от шума и суеты – в загородном доме, в Тульской области.

И, конечно, у нас появилось большое желание побывать в тех местах, которыми славится Тульская область.

Ясная Поляна

Безусловно, одним из самых известных и, возможно, самым посещаемым местом в Тульской области является усадьба Ясная Поляна, неразрывно связанная с именем великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Здесь он прожил более 50-ти лет и создал свои главные шедевры – романы «Война и мир» и «Анна Каренина» и, конечно, множество других своих произведений. Здесь он встречался и вёл долгие беседы со многими знаменитыми писателями своего времени и другими деятелями культуры. Но наиболее частыми, и желанными для самого Толстого, посетителями Ясной Поляны были поэт Афанасий Фет, художники Илья Репин и Николай Ге и известный юрист Анатолий Ко́ни.

Так называемый «Прешпект» в Ясной Поляне – главная, въездная, аллея усадьбы.Дом Волконского – самое старое здание на территории усадьбы, построенное ещё при деде Толстого (по матери) – Николае Сергеевиче Волконском.


Ясная Поляна находится примерно в 15-ти километрах к югу от Тулы. Усадьба занимает довольно большую территорию, но всё, что там можно увидеть своими глазами, – дома, постройки, вид парка – свидетельствует о полном отсутствии показной роскоши, о потрясающей скромности её владельца. Впрочем, таким и был Толстой – скромным в быту, доступным и отзывчивым, всецело поглощенным писательским трудом.

Для доступа в музейные залы и получения полной информации необходимо воспользоваться услугами профессиональных экскурсоводов. И нужно отметить, что информацию они дают сжатую, но и достаточно полную. Полтора часа экскурсии пролетели незаметно, она была очень увлекательная – и не только для взрослых. Мы были со своими внуками, которые тоже воспринимали информацию внимательно и с интересом.

Надо сказать, что экскурсионная жизнь в усадьбе весьма насыщенная. Даже в самый обычный день экскурсионные группы, численностью человек по 15, следуют буквально одна за другой, чуть ли не наступая на пятки.

Флигель Кузминских. Здесь останавливались многочисленные гости писателя.Дом Льва Толстого. Здесь он прожил более 50-ти лет.


При входе в Ясной Поляне прежде всего обращаешь внимание на большой пруд и на главную, въездную, берёзовую аллею, которая называется «Прешпект». Аллея весьма живописна, имеет длину примерно 500 метров и ведёт прямо к жилым домам.

Кстати, дом, в котором родился писатель, не сохранился (на том месте, где он стоял, сейчас растут высокие дубы). Из главных построек остались только два флигеля: один – так называемый «Флигель Кузминских», другой – флигель с пристройками, который и является непосредственно домом Льва Толстого.

Во флигеле Кузминских останавливались многочисленные гости писателя. Сейчас во флигеле находится часть музейной экспозиции. В этом здании при Льве Толстом также располагалась школа для крестьянских детей, «филипков». Известно, что писатель и члены его семьи всегда оказывали материальную помощь крестьянам из близлежащих деревень, и очень часто посетителями дома были именно бедные люди, приходящие с различными просьбами.

Конюшня – одна из хозяйственных построек в Ясной Поляне.Яблоневые сады в Ясной Поляне.


В доме Толстого сейчас находится бо́льшая часть музейной экспозиции, и там мы увидели сотни личных вещей писателя и его семьи. Особенно поражает весьма скромный быт, полное отсутствие роскоши и каких-то дорогих, аляповатых предметов. Только самое необходимое. К сожалению, внутри музея строго запрещено фотографировать.

Экскурсовод сказал нам, что при жизни писателя, в хорошую погоду, на скромной веранде дома было принято пить чай из самовара. А совсем недавно здесь угощали чаем Путина.

В усадьбе есть ещё и третье приметное здание – самое старое на территории усадьбы. Это так называемый Дом Волконского, построенный ещё при деде Толстого (по матери) – Николае Сергеевиче Волконском. Николай Сергеевич – прообраз князя Болконского из романа «Война и мир», хотя этого деда Лев Николаевич не застал, так как родился через 3 года после его смерти. У Николая Сергеевича была единственная дочь – Мария Николаевна. Это мать писателя. Она является прообразом княжны Марии из того же романа, хотя Толстой мать свою не помнил – в момент её смерти ему было только 2 года.

На территории усадьбы и сейчас имеется несколько хозяйственных построек. Отсутствие роскошных зданий создает впечатление, что здесь жили крепкие крестьяне, а никак не потомственные аристократы. При жизни писателя в усадьбе велось обычное крестьянское хозяйство: тут были яблоневые сады, огороды, парники, оранжерея, птичник, конюшня, пруды. Избыток сельхозпродуктов шёл на продажу.

Ясная Поляна очень активно посещается туристами. Даже в будние дни экскурсионные группы следуют одна за другой.Скромная могила Льва Толстого в Ясной Поляне.

И, безусловно, в усадьбе нужно посетить скромную могилу писателя. Она находится в лесу, примерно в 700-800-х метрах от дома писателя, на том месте около оврага, где в детстве он со своим старшим братом искал «зелёную палочку», которая, якобы, принесёт счастье всем людям. Писатель и завещал похоронить себя на месте «зелёной палочки».

Куликово поле

Одно это название – Куликово поле – очень много говорит русскому человеку. Победа русского войска в битве с татаро-монголами, которая там произошла 8 сентября 1380 года, то есть 638 лет назад, символизирует непреодолимую волю русского народа к обретению независимости от иноземных завоевателей и восстановление единства Древней Руси, превращение её в крупное, мощное государство.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщина.Памятник Дмитрию Донскому в селе Монастырщина.


Куликово поле находится примерно в 120 километрах к юго-востоку от Тулы и представляет сейчас из себя мемориальный комплекс, состоящий из туристических объектов в селе Монастырщине, в деревне Моховое и на Красном холме (все объекты находятся друг от друга в пределах 5-6 километров).

Село Монастырщина находится в непосредственной близости от места впадения реки Непрядвы в реку Дон. Считается (хотя и не со стопроцентной вероятностью), что именно здесь русское войско переправилось через Непрядву, чтобы, приняв битву с врагом, стоять насмерть, но не отступить. Это необыкновенно живописное место на высоком берегу, откуда открывается вид на много километров вокруг. Хорошо видны и русла рек, и окрестные поля, и перелески. Но, скорее всего, шесть столетий назад все эти места были сплошь покрыты лесами.

Место впадения реки Непрядвы в реку Дон.Часовня над рекой Непрядвой.


С виду река Непрядва очень скромная река. Можно сказать, это речушка. Тем не менее роль её в русской истории огромна. Поэтому в этом месте испытываешь какое-то благоговение. Евгений Евтушенко выразил это такими стихами:

Но для русских,
чьи кони когда-то
под стрелами прядали,
началось человечество здесь,
у Непрядвы.
Невозможно быть русским,
Непрядву сочтя за ручей.
Не любя свой народ,
не полюбишь ничей.

Мемориальный комплекс в селе Монастырщине включает Храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1896 году, как считается, на месте захоронения воинов, погибших в Куликовской битве, музей и памятник Дмитрию Донскому. Кроме того, на некотором расстоянии от храма (примерно в 900-х метрах) находится часовня, построенная непосредственно над местом перехода войск Дмитрия Донского через Непрядву.

В музее представлены примерно десяток макетов различных поселений (славянских и хазарских) на территории Древней Руси, любопытные диорамы, старинные предметы быта и вооружений, найденных в результате раскопок на территории Тульской области (от IV до XII вв.) и многое другое.

Мемориальный комплекс в деревне Моховое.Одна из диорам в музее Куликовской битвы.


В деревне Моховое, которое находится в 4-х километрах от Монастырщины находится большой мемориальный комплекс, в котором есть и современный музей, и смотровая площадка на нём. Есть версии, что в этом месте также могла непосредственно происходить Куликовская битва.

В музее применены самые современные методы подачи информации, в том числе и интерактивные. Например, можно надолго зависнуть перед интерактивным стендом с информацией о всех битвах между Русью и Ордой – с 1223 года (битва при Калке) по 1502 год (победоносный поход на Орду союзника Москвы Крымского хана Менгли-Гирея).

Картина Е. Данилевского «К полю Куликову» (1980)Картина П. Рыженко «Победа Пересвета» (2014)


Потом можно сесть в удобное кресло, сделанное в виде полушара, немного отдохнуть и индивидуально послушать «Задонщину» в сопровождении гуслей. В музее имеется прекрасная подборка живописи на тему Куликовской битвы, великолепные диорамы, макеты битвы, образцы доспехов и вооружения. Лично на меня произвела большое впечатление карта, показывающая все области, до которых дошла Золотая Орда, ведь фактически это было пол-Европы и почти вся Азия – от Кореи до Израиля.

Главный макет Куликовской битвы.Колонна-монумент на Красном Холме.


Наконец, нужно проехать ещё 4 километра и посмотреть величественную колонну-монумент на Красном холме, открытый 8 сентября 1850 года (по проекту архитектора А.П. Брюллова). Дело в том, что есть и третья версия, что Куликовская битва происходила именно в этом месте. Позднее, в 1917 году, недалеко от этой колонны был построен храм Преподобного Сергия Радонежского (по проекту архитектора А.В. Щусева).

Епифань

Городок с таким приятным для русского слуха названием встречается на пути, когда едешь из Тулы на Куликово поле (от Тулы до него около 100 километров). От Тулы до Епифани можно доехать либо через Узловую, либо через Богородицк. Мы выбрали второй путь.

Епифань – городок весьма древний, его возраст 450 лет. В XIX веке он был знаменит ежегодными Епифанскими ярмарками. В настоящее время интерес, прежде всего, представляет величественный Никольский собор, высящийся в самом центре городка. Однако, внутри собор выглядит весьма скромным и даже запущенным. Очевидно, причина этого, обычная для России, – недостаток средств. Можно также обратить внимание на дома старинной постройки, характерные, наверно, для дореволюционного времени.

Музей купеческого быта в Епифани.Никольский собор в Епифани.


Кроме того, к основным достопримечательностям Епифани относится и музей купеческого быта (усадьба мещан Байбаковых). Он весьма любопытен, поскольку в различных его помещениях – гостиной, спальне, кабинете, столовой, женской половине, купеческой лавке, подвале – можно увидеть сотни предметов старинного быта: от икон и граммофона до хомутов и оберток от конфет.

Поленово, Бёхово, Страхово

По территории Тульской области протекает великая русская река Ока. Она держит путь также через Орловскую, Калужскую, Московскую, Рязанскую, Владимирскую и Нижегородскую области, а затем впадает в Волгу-матушку.

Реку Оку лично я видел в разных местах – например, в Калуге и в Нижнем Новгороде. Но, на мой взгляд, в Тульской области, живописно изгибаясь среди высоких и лесистых берегов, она особенно хороша. Не случайно она именно тут привлекала наибольшее внимание великих русских художников. Один из них – Василий Дмитриевич Поленов.

Когда Поленов побывал тут впервые, то был так очарован видом Оки с холма, что решил остаться тут навсегда. И приобрёл в этих местах усадьбу. И хотя сейчас она называется Поленово, в то время, когда здесь жил сам художник, она называлась Боро́к.

В настоящее время природа в Поленове необыкновенно хороша, но когда Поленов тут появился, это было голое песчаное место. Теперешний парк, по сути, рукотворный: практически все деревья были посажены детьми художника.

А между тем, ещё сравнительно недавно вид этого места вызывал совсем другие эмоции. Вот что сказано об этом в рассказе Константина Паустовского «Уснувший мальчик», написанном в 1958 году:

«Катер подвалил к бывшей усадьбе художника Поленова. Она стояла, как оазис, среди сухих берегов, разрушенных взрывами. По всем берегам реки рвали бутовый камень. На пыльных откосах от недавних сосновых лесов не осталось не то что деревца, но даже травинки.

Взрывы сотрясали всю округу, расшатывали постройки, заваливали судоходную реку щебенкой, съедали растительность, и казалось, что по берегам реки быстро расползается сухая экзема».

Большой дом в Поленово.Аббатство в Поленово.


Сейчас усадьба Поленово – это ухоженный и хорошо посещаемый туристический объект. Все дома и постройки тут спроектировал сам Поленов, проявив незаурядные архитектурные способности. Туристам предлагается посетить несколько построек: Большой дом, Аббатство, Фахверковый сарай и Адмиралтейство.

Перед Большим домом установлен Памятный камень об относительно недавно прошедших событиях.

Поленово находится на высоком берегу Оки, и во время войны немцы с занятого ими противоположного берега многократно обстреливали усадьбу, но, что удивительно, не смогли нанести большого ущерба. Немцы вообще не смогли попасть на этот берег – то ли из-за полученного отпора, то ли из-за отсутствия переправы.

Кстати, в этих местах до сих пор нет вблизи мостов через Оку. Севернее есть мост в Серпухове, а южнее – только в 50-ти километрах отсюда, в Алексине. Так что, чтобы попасть, например, в Тарусу, которая буквально напротив усадьбы Поленово, нужно сделать огромный крюк.

Фахверковый сарай в Поленово.Адмиралтейство в Поленово.


В Аббатстве была рабочая мастерская Поленова, он тут проводил почти всё время и даже ночевал. Сейчас в этом доме воссоздана рабочая обстановка, существовавшая при жизни художника.

Посещение Большого дома возможно только в составе экскурсии, которая назначается на определённое время, поэтому надо быть готовым к тому, что при большом наплыве посетителей, возможно, придётся подождать час или два. Надеваешь войлочные тапочки, дожидаешься экскурсовода – и вперёд.

В Большом доме хранятся не только предметы домашнего обихода, различные коллекции экспонатов из разных стран мира, но и большое количество картин самого Поленова (в том числе самые ранние) и других великих русских художников, с которыми у Поленова были дружеские отношения, – например, Ильи Репина и Ивана Шишкина. Здесь можно увидеть портреты и фотографии родителей и членов семьи художника, его личные вещи, в том числе боевые награды, полученные на русско-турецкой войне.

Кстати, отец художника – Дмитрий Васильевич Поленов – был известным археологом. Сам художник тоже немало путешествовал, и в экспозиции можно, например, увидеть коллекцию посуды, привезённой им из разных стран мира, и ещё один удивительный экспонат – столешницу, собранную из камней, привезённых из поездок по странам Востока (Палестины, Турции, Египта).

Эскиз картины В. Поленова «Христос и грешница».Картина В. Поленова «Золотая осень».


Коллекция картин, представленная в Большом доме, потрясающая. Но особенно хочется отметить две работы Василия Поленова: выполненную им самим копию с оригинала картины «Арест графини д’Этремон», которая находится в Русском музее (за эту картину Поленов получил звание академика), и выполненный углем в натуральную величину (3 на 6 метров) эскиз картины «Христос и грешница», которая находится в Русском музее. Позже Поленов внёс в картину только небольшие коррективы (например, на картине, находящейся в Русском музее, Христос сидит без головного убора).

Часть музейной экспозиции в Большом доме.Парк в усадьбе Поленово.


В Фахверковом сарае находится ещё одна часть художественной экспозиции – картины, рисунки и эскизы самого Поленова и многих известных художников (например, Левитана, Серова и Коровина), акварели младшей сестры Поленова – Елены Дмитриевны, тоже талантливой художницы (направленность всех представленных здесь экспонатов исключительно итальянская). Кстати, и мать Василия Поленова – Мария Алексеевна – также была прекрасной художницей, и в Фахверковом сарае представлена одна из её картин – «Итальянка».

В Фахверковом сарае выставлено также несколько картин старых итальянских мастеров, которые Поленов приобрёл в путешествиях по Европе.

Хочется ещё отметить, что Поленов проявил себя ещё не только как архитектор, о чём было сказано выше, но и как музыкант. Не имея никакого музыкального образования, он написал несколько серьёзных вещей, которые исполнялись симфоническими оркестрами.

С именем Василия Поленова связаны и находящиеся поблизости от усадьбы населённые пункты Бёхово и Страхово.

Свято-Троицкий храм в селе Бёхове, построенный по проекту В.Д. Поленова.Вид Оки в селе Бёхове.


В селе Бёхове, расположенном примерно в 2-х километрах к северу от Поленово, находится очень красивый Свято-Троицкий храм, построенный по проекту и на деньги Василия Поленова. Рядом с храмом находится кладбище, на котором похоронены сам Поленов и его жена Наталья Васильевна. В Бёхово Поленов организовал кукольный театр для окрестных детишек и построил на свои средства школу.

Из этого села, с крутого берега, открываются потрясающе красивые виды на Оку, делающую живописные изгибы, и окрестности. Эти виды можно увидеть на ряде картин Василия Поленова. Отсюда видна и усадьба Поленово, а через реку, примерно в 5-ти километрах, находится Таруса, где Поленов также бывал многократно.

В деревне Страхово, которая расположена в живописной долине примерно в 2-х километрах к югу от усадьбы, Поленов организовал театр, в котором были заняты местные жители. И сейчас там находится центр детского творчества имени Поленова, основанный ещё в 1911 году.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в деревне Страхово.Вид деревни Страхово.


Деревня Страхово имеет довольно интересную историю. Это название упоминается в документах ещё XV века. Когда-то в этих местах лютовала шайка известного разбойника Кудеяра, и считается, что это название пошло от страха, который испытывали обитатели окрестных деревень. Но не менее вероятно, что название пошло от фамилии помещика Андрея Страхова, который завладел этими землями в XVI веке. В 1715 году в селе Страхово был построен каменный храм Знамения Пресвятой Богородицы. Есть сведения (или поверье), что именно на это место с неба упал громадный камень и полностью ушёл в землю (возможно, это был метеорит, но наука пока это не подтвердила). Церковь объявила это неким знамением, отсюда и название храма. Сейчас храм действующий и находится в хорошем состоянии.

Дворяниново

Эта усадьба находится на севере Тульской области, примерно в 15-ти километрах от райцентра Заокский, и связана с именем великого человека земли русской – Андрея Тимофеевича Боло́това (1738-1833).

К сожалению, это имя мало что говорит большинству людей в нашей стране. Хотя культурному человеку знать о нём непременно нужно.

Усадьба Дворяниново была создана, обустроена и облагорожена исключительно трудами и фантазией А.Т. Боло́това. Она расположена в живописном месте, на высоком берегу небольшой тульской речушки Скнига. Фактически Дворяниново это усадьба-парк с тщательно продуманной планировкой. Но, конечно, сейчас она выглядит далеко не так, как выглядела при его основателе. Усадьба была сильно запущена, особенно в советские годы, в хозяйском доме в 30-х годах располагалась кустарная артель, и в те же годы дом полностью сгорел. Но потом он был построен заново – в точности по тем чертежам, которые остались в архивах Боло́това – примерно 30 лет назад, к 250-летию со дня его рождения.

Входная аллея в Дворяниново.Все пруды в Дворяниново запущенные, хотя и живописны с виду.


Андрей Тимофеевич Боло́тов прожил очень долгую жизнь – до 95-ти лет, что по тем временам могло бы считаться сверхдолгожительством. Он пережил 8 царствований – от императрицы Анны до императора Николая I.

Все сферы деятельности Боло́това можно оценить разными словами: учёный, писатель, ботаник, агроном, лесовод, метеоролог, изобретатель, мелиоратор, врачеватель, философ. То есть его с полным основанием можно считать русским энциклопедистом, каким был, например, и Михаил Васильевич Ломоносов.

Основная деятельность Боло́това была направлена на усовершенствование сельскохозяйственной отрасли, не имеющей фактически в те годы никакой научной базы. И в этой сфере Боло́тов оставил огромный след. Он с научным подходом проводил работы по садоводству, мелиорации, цветоводству, почвоведению. Разработал научную систему лесопользования. Его работы были направлены, прежде всего, на улучшение качества растений и повышение их продуктивности. С 1780 по 1796 гг. Боло́тов активно работал над теорией помологии (науки, изучающей плодовые и ягодные растения) и фактически был «отцом» этой науки. Но, к сожалению, результаты не были вовремя опубликованы, и в результате «отцами» помологии были признаны зарубежные учёные, хотя они делали свои открытия позднее.

Дом в усадьбе, созданный по проекту А.Т. Боло́това.Памятник Боло́тову в Дворяниново.


В течение многих десятилетий Боло́тов проводил метеорологические исследования. Он является одним из основателей фенологии – науки о сезонных явлениях в природе. Начал разрабатывать основы безотходного производства.

Боло́тов классифицировал лекарственные травы и декоративные растения. Он также активно занимался врачебной деятельностью. Причем, пропагандировал и практиковал лечение только лечебными травами, используя и народные способы и разрабатывая множество собственных рецептов. Причём, особенно Болотов уважал траву «буквицу», которую считал панацеей от всех болезней и сам употреблял её всю жизнь (не это ли явилось причиной его долголетия?). Врачевание ему отлично удавалось, на всю округу пошла слава – и потёк народ. В год он стал принимать свыше двух тысяч больных! Он лечил их бесплатно и «с превеликою охотою».

Болотов основал принципы лечения с помощью электрических машин – «электрофоров». Причём, сконструировал для электротерапии (по-современному – для электрофореза) собственную машину упрощённой конструкции. По описанию Боло́това, электричество «состоит из частичек, и что частичкам сим надобно быть чрезвычайной и непостижимой для нас мализны, потому что они в состоянии протискиваться в наитеснейшие скважины наиплотнейших металлов».

Спуск от дома к реке Скнига.«Боло́товский огород» с растениями, которые начал культивировать сам учёный.


Боло́тов имел большой собственный огород, где выращивал десятки разнообразных растений (например, диковинные для того времени артишоки) и также проводил разнообразные научные исследования. В искусственных прудах на территории усадьбы разводили рыбу для собственного потребления, в том числе осетров. Он реализовывал свою сельскохозяйственную продукцию и имел от этого в год более 3000 рублей. Это была по тем временам очень большая сумма, ведь, например, корова стоила 5 рублей.

Боло́тов сделал фактически продуктом питания томаты, проще говоря – помидоры. Ранее эти плоды служили украшением интерьера, шляпок женщин (не случайно слово «помидор» происходит от искажённого “pomme d’amour”, то есть «любовное яблоко»). Болотов распробовал эти плоды на вкус, а потом принялся за их культивирование. Сложнее было приучить сначала домочадцев, потом гостей, и наконец жителей страны употреблять помидоры в пищу. Но в конце концов это удалось.

Интерьер одной из комнат в доме-музее (с «обманкой»).Кабинет А.Т. Боло́това.


Огромная заслуга Боло́това была в распространении такой популярной в наше время сельскохозяйственной культуры, как картофель. Тогдашний народ активно сопротивлялся употреблению его в пищу, считая бесовским продуктом. Даже домочадцы придерживались такого мнения. А приходящие гости старались незаметно выкинуть предлагаемый хозяином картофель под стол.

Но Боло́тов неуклонно добивался своей цели, в том числе и хитростью. На гряды с картофелем он умышленно ставил охранника, которому была дано указание беспробудно спать. Русский народ, зная, что охраняют только что-то ценное, начал подворовывать картофель и постепенно привыкал его есть.

Кстати, Боло́това можно считать изобретателем сухого картофеля (по-современному – чипсов) и бульонных кубиков. Это было им сделано с целью получения продуктов для путешествий.

Автопортрет Боло́това.Стенд, демонстрирующий различные сельскохозяйственные изобретения Боло́това.


Боло́тов нашёл под Богородицком (примерно 70 километров к юго-востоку от Тулы), где сам создал уникальный парковый ансамбль, источник минеральной воды, которым жители этого города пользуются до сих пор. Боло́тов более 20-ти лет служил управляющим в Богородицком поместье, известном своим великолепным дворцом, построенном для внебрачного сына Екатерины Великой графа Алексея Бобринского.

В политическом отношении Боло́тов был консерватором и старался держаться в стороне от политических процессов и баталий. В молодости он был в приятельских отношениях с Григорием Орловым, который звал его «боло́тенько». Орлов, планируя государственный переворот с целью свержения Петра III, всячески пытался вовлечь Боло́това в эти дела. Но тому удалось, выражаясь теперешним языком, «соскочить».

Боло́тов обладал поразительной работоспособностью. Удивительно, но, оказывается, это самый плодовитый русский писатель: все его книги и статьи (он издавал несколько собственных сельскохозяйственных журналов, сотрудничая с известным издателем того времени Николаем Ивановичем Новиковым) составляют, по примерной оценке, порядка 350-ти томов. Но, к сожалению, бо́льшая часть написанного Боло́товым осталась в рукописях, т.е. не была напечатана. К тому же часть рукописей была утрачена.

Большого внимания заслуживает, пожалуй, главный литературный труд А.Т. Боло́това – его автобиографические «Записки» под названием «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков».

В своей усадьбе Боло́тов создал первый в России детский театр, который пользовался большой популярностью, и даже написал для него две пьесы. Таким образом, его можно считать основателем детской драматургии.

Боло́тов был неплохим художником, хотя и любителем. Сделал много автопортретов. Он был личным свидетелем казни Емельяна Пугачёва, причём располагался в нескольких метрах от действа. Под большим впечатлением от этого он создал рисунок с изображением казни.

Одна из достопримечательностей усадьбы Дворяниново – дуб, поражённый молнией ещё при жизни Боло́това.Пейзаж в Дворяниново.


Боло́тов разработал множество приборов для своей научной деятельности (например, астролябию собственной конструкции) и новых сельскохозяйственных орудий, облегчающих труд и повышающих производительность. Он изобрёл первый в мире кодовый замок с пятью колёсиками, причём сначала он был деревянным, а заветным словом было «Фофон» (вариантов было порядка 10-ти тысяч). Затем был сделан металлический кодовый замок.

И, наконец, ещё такой интересный факт. Боло́тов изобрёл игру «килку», прародительницу хоккея. Игроки гоняли по лужайке изогнутыми палками плоскую деревянную фишку – «килку». Есть подробное описание этой игры, которое можно было бы предъявить канадцам, уверенным в своём авторстве: «Чтобы удобнее можно было сию килку гнать, то каждый человек имел палку с кочерешкою на конце, дабы сею кочерешкою можно ему было килку и совать и по земле гнать, а ежели случится на просторе, то и ударять, чтобы летела далее и могли ее подхватить и гнать далее его товарищи».

Вот такой человек долгие годы жил и творил в усадьбе Дворяниново в Тульской губернии.

Около дома установлен памятник Боло́тову. От него можно спуститься по земляным ступенькам вниз к мосту через речушку Скнигу. Место живописное. Однако, в целом остаётся впечатление запущенности, хотя также видно, что какие-то мероприятия по облагораживанию усадьбы проводятся. Причина, наверно, одна – отсутствие средств.

Савино

Примерно в 8-ми километрах от райцентра Заокский, в селе Савино, находится мемориальный музей адмирала Всеволода Фёдоровича Руднева.

Руднев – это тот самый адмирал, который командовал легендарным крейсером «Варяг», принявшим (вместе с канонерской лодкой «Кореец») неравный бой с японской эскадрой из 14-ти кораблей у Чемульпо, в самый первый день русско-японской войны 1904-1905 гг.

Здание музея В.Ф. Руднева в селе Савино.Могила и памятник В.Ф. Руднева около церкви Казанской иконы Божией Матери.


По фотографиям, экспонатам и личным вещам, представленным в музее, можно проследить весь жизненный путь В.Ф. Руднева и представить все перипетии того героического боя около Корейского полуострова.

Музей создан усилиями многих энтузиастов. И это очень хорошо, что такие энтузиасты существуют. Мы с детства слышали это название – «Варяг», хорошо знаем слова песни «Врагу не сдаётся наш гордый Варяг». Но должны быть и исторические места, которые напоминали бы нам о славном военном прошлом России.

Кстати, мало кто знает, что затопленный крейсер «Варяг» был вскоре поднят японцами и отремонтирован. В дальнейшем на нём проходили обучение моряки японского военного флота, для которых этот корабль служил образцом беспримерного мужества. И, в знак уважения к русским морякам, название «Варягъ» не было снято с борта, по распоряжению японского императора.

В музее В.Ф. Руднева.Экспонаты музея В.Ф. Руднева.


Музей небольшой, посетителей в нём обычно бывает мало, и, например, нам двоим провели часовую индивидуальную экскурсию. Хотя бывает, что сюда привозят целые школьные классы, с целью патриотического воспитания детей.

Рядом с музеем В.Ф. Руднева находится очень красивая церковь Казанской иконы Божией Матери (очень, кстати, старая – постройки 1770 года), могила Руднева и установлен ему памятник.

Таруса

Городок Таруса и ранее и сейчас административно относится к Калужской области (губернии). Но бывали и другие времена, когда её относили и к Московской (с 1929 по 1937 гг.), и к Тульской областям (с 1937 по 1944 гг.). Именно это и даёт мне основание к нашим путешествиям по Тульской области отнести и поездку в Тарусу.

Таруса находится чуть ли не напротив усадьбы Поленово, но на автомобиле придётся делать объезд через Серпухов или через Алексин. А на катере можно переправиться через Оку минут за десять. Цена вопроса 2000 рублей (туда и обратно). А в XIX веке для переправки тут был оборудован так называемый плашкоутный (наплавной) мост, который размыкался, когда требовалось пропустить суда, плывущие по Оке. Почему в настоящее время тут всё ещё нет моста – понять трудно.

Источник и Часовня Боголюбской иконы Божией Матери в Игумновом овраге.Храм Воскресения Христова.


Таруса – очень древний город. Первое упоминание о нём в летописях датируется 1246 годом. А сейчас это очень известное место, неразрывно связанное с именами поэтов, писателей, художников, музыкантов. Здесь же находили приют диссиденты (пресловутый «101-й километр»), например, Иосиф Бродский и Александр Солженицын.

В Тарусе провели почти всё своё детство Марина Цветаева и её младшая сестра Анастасия. Их отец, Иван Владимирович Цветаев (основатель и первый директор открытого в 1912 году Музея изящных искусств, нынешнего Музея им. А.С. Пушкина), арендовал деревянный дом рядом с Тарусой, куда и привозили Марину и Анастасию чуть ли не с пелёнок. Из окна их дома, расположенного на холме, открывались виды на Оку и окрестные леса. Этот дом до наших дней не сохранился. Цветаева в стихах часто с теплотой вспоминала детство, проведённое в Тарусе:

Ясное утро не жарко,
Лугом бежишь налегке.
Медленно тянется барка
Вниз по Оке…

Синяя даль между сосен,
Говор и гул на гумне...
И улыбается осень
Нашей весне.

Жизнь распахнулась, но всe же…
Ах, золотые деньки!
Как далеки они, Боже!
Господи, как далеки!

В сквере, на высоком берегу Оки, в 2006 году по инициативе Беллы Ахмадулиной был установлен памятник Марине Цветаевой (скульптор В. Соскиев).

Вид Оки от храма Воскресения Христова.Памятник Константину Паустовскому.


Белла Ахмадулина и её муж художник Борис Мессерер проводили в Тарусе летние месяцы в течение многих лет. После смерти Ахмадулиной в том же сквере ей также установили памятник в 2013 году (скульптор Б. Мессерер).

У Ахмадулиной есть такие стихи о Тарусе:

Быть по сему: оставьте мне
закат вот этот за-Калужский,
и этот лютик золотушный,
и этот город захолустный
пучины схлынувшей на дне…

Не потому ли на Оке
иные бытия расценки,
что все мы сведущи в рецепте:
как, коротая век в райцентре,
быть с вечностью накоротке…

В том же сквере на берегу Оки в 2012 году установлен также памятник Константину Георгиевичу Паустовскому (скульптор В. Церковников). Писатель долго жил и творил в Тарусе и здесь же похоронен. В городке есть дом-музей Паустовского.

Паустовский с теплотой и любовью писал о Тарусе в своих книгах. В жизни он очень много путешествовал и жил в Европе. Но: «Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску – на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу".

Памятник Марине Цветаевой.Памятник Белле Ахмадулиной.


Из долгожителей Тарусы необходимо упомянуть известного скульптора и художника-анималиста Василия Ватагина. Ватагин поселился в Тарусе в 1914 году, прожил здесь долгие годы и здесь же похоронен. В Тарусе есть его дом-музей.

Василий Ватагин иллюстрировал книги Киплинга, Лондона, Сетон-Томпсона. Известно, что он принял большое участие в судьбе талантливой художницы Нади Рушевой, умершей в 17-летнем возрасте.

В Тарусской картинной галерее, расположенной в центре городе, представлены работы и Василия Ватагина и его дочери Ирины, которая была художником, иконописцем и реставратором и также похоронена в Тарусе.

Любопытно, что художником была и дважды тёща Василия Ватагина – Антонина Ржевская (он был сначала женат на одной дочери Ржевской, а затем, после смерти жены, женился на второй её дочери). Она входила в Товарищество передвижников. Она умерла в Тарусе и тут же похоронена.

Собор Петра и Павла.Тарусская картинная галерея.


Из тех людей искусства, жизнь которых была связана с Тарусой и которые тут похоронены, нужно упомянуть дочь Марины Цветаевой – Ариадну, женщину интересной и трудной судьбы, и скульптора Надежду Крандиевскую. В летние месяцы в Тарусу приезжал поэт Николай Заболоцкий. Можно было бы назвать ещё очень много имён.

В упомянутой картинной галерее можно увидеть картины Василия Поленова, Ивана Айвазовского, Льва Лагорио, работы итальянских мастеров. Выставлены также работы современных художников и скульпторов, например, художника и иконописца Евгения Утенкова, который участвовал в восстановлении нескольких храмов в Тарусе.

Из достопримечательностей Тарусы необходимо отметить несколько церквей. Это прежде всего величественный собор Петра и Павла, находящийся в центре и примыкающий к картинной галерее. Он построен в 1785 году архитектором Иваном Ясныгиным. Целиком оплачивала постройку собора сама императрица Екатерина II. В советские годы, с 30-х годов и по 90-е, в соборе Петра и Павла располагался Дом пионеров.

Картина И. Айвазовского «Море у острова Капри».Произведения В. Ватагина в картинной галерее.


В очень живописном месте Тарусы, называемом Игумнов овраг, находится Источник и Часовня Боголюбской иконы Божией Матери. Нынешняя Часовня построена в 2008 году, а о святом источнике имеются сведения ещё с 1650 года. Прежняя деревянная часовня, понятно, не сохранилась. Здесь же находится деревянная купальня, построенная в древнерусском стиле.

В трех минутах ходьбы от Часовни Боголюбской иконы Божией Матери, на так называемой Воскресенской горе, над Игумновым оврагом, находится Храм Воскресения Христова. Он построен в первой половине XVII века, поэтому считается самым старым зданием в Тарусе. Построили его сразу из камня, поэтому он пережил несколько пожаров. Внутри этот храм выглядит традиционно и очень красив. Иконы великолепны. А с горы, от Храма Воскресения, надолго залюбуешься видами Оки и окрестностей. Не случайно, здесь можно постоянно увидеть трудящихся художников.

И, конечно, будучи в Тарусе, необходимо прогуляться по дорожке вдоль высокого берега Оки, от Храма Воскресения Христова до собора Петра и Павла. Этот путь составит около одного километра, но со всех точек Ока предстаёт во всей своей притягательной красоте.

Тула

Славный и один из старейших (XII век) на Руси город Тула, безусловно, заслуживает отдельной большой темы. В Тулу можно приезжать не на день и не на два. Здесь можно увидеть музеи, церкви и памятники, провести целый день в Кремле. Город большой, и в разных его местах можно получить о нём противоречивое впечатление. В районах, отдалённых от центра (да и не особенно удалённых, если взять, к примеру, набережную Дрейера и прилегающие улочки), он выглядит запущенным и неухоженным: плохие дороги, обшарпанные дома, замусоренные газоны и захламлённые дворы. Иногда видишь старые, буквально аварийные, здания, постройки, вероятно, XIX века, и испытываешь сожаление, потому что представляешь, какой всё это могло бы быть архитектурной жемчужиной при вложении больших средств и доброй воли властей.

Новогодняя иллюминация в новом ландшафтном парке «Тульская набережная».Тульский музей оружия в новогодние дни.


Вместе с тем, будучи в центре, видишь, что благотворные тенденции проявляются. Безусловно, город на глазах хорошеет, и, вероятно, в этом есть большая заслуга нового губернатора – Алексея Дюмина. Например, осенью 2018 года открыта большая зона отдыха для горожан и туристов, протянувшаяся примерно на километр вдоль реки Упы́ и северной стены Кремля (по-моему, этот проект получил название ландшафтного парка «Тульская набережная»). А ставшая недавно пешеходной улица Металлистов, после завершения реконструкции зданий, возможно, станет тульским Арбатом.

В любом случае, наблюдать этот процесс восстановления города в дальнейшем будет очень интересно.

© Текст, фото: Анаталий Шибаев

Опубликовано: 19.01.2019
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.