26 января 1500 года европейцы впервые ступили на землю Бразилии. В этот день корабль Пинсона, отправившийся в самостоятельное плавание к берегам Южной Америки, но попавший в бурю, оказался у берегов современного бразильского штата Пернамбуку.
Путешествие в автомобиле или на самолете ограничивает маленькому непоседе возможность двигаться; и поскольку «действовать» — естественное состояние малыша, то ему бывает так трудно усидеть в ограниченном пространстве.
26 января 1500 года европейцы впервые ступили на землю Бразилии. В этот день корабль Пинсона, отправившийся в самостоятельное плавание к берегам Южной Америки, но попавший в бурю, оказался у берегов современного бразильского штата Пернамбуку.
От Москвы до Абрамцева — 57 км. Полтора часа езды — и мы в
История этой местности уходит в далеко прошлое. Уже в писцовых книгах Московского государства XVI века есть упоминание о «пустоши Обрамково». По словарю В.Даля «обрамок — края пожень, к лесу, к пригорью с родниками». Оно ближе всего к современным глаголам «обрамлять», «ограничивать».
Спасаясь от ордынского ига, люди уходили в глухие уголки. Чаще всего, это были холмы среди непроходимых лесов, обрамленные с
Усадьбу не отличает красота дворцовой архитектуры или великолепие парка. Посетителя ожидает другое. На невысоком холме, возвышающемся над живописной, петляющей в кустах речкой Ворей — деревянный дом с мезонином, построенный помещиком средней руки. С 1843 по 1859 год он принадлежал писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову.
Современная планировка усадьбы создалась в 60–70 годы XVIII века. Впрочем, и до сих пор общий характер Абрамцева изменился мало: дом поддерживается в том виде, в каком его знали Гоголь, Загоскин, Тургенев, Щепкин и многие другие близкие русскому сердцу люди. Именно этому месту суждено сыграть большую роль в развитии русской культуры.
Свою роль в «популярности» Абрамцева сыграла близость Хотьковского монастыря, где останавливались «ходоки» в
Итак, во второй половине XIX века усадьба принадлежала писателю
Это имение удовлетворяло все требованиям Сергея Тимофеевича: хорошее расположение, «удобный старинный дом посреди замечательного парка, большой пруд под мельницей с богатой ловлей рыбы, хорошее купание в реке Воре, обширные леса, изобилующие грибами…» — так описывал усадьбу его сын Иван. А уж сам писатель и вовсе величал это место «раем земным».
Летом сюда, к гостеприимному хозяину, приезжали
Впервые Николай Васильевич посетил Абрамцево в 1849 году. Сюда же наведался за 4 месяца до своей смерти, в 1851. Тут, в сельской тиши и семейном уюте семьи Аксаковых, работал над вторым томом «Мертвых душ». А в бесконечных разговорах, среди прочего, убеждал Аксакова записать рассказы о прошлом, об увлечении охотой и рыбной ловлей.
Так появились «Записки об ужении рыбы», ссылки на которые есть в романе
Не меньший успех имела и вторая книга Аксакова — «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г.) Эстафету рассказов про охоту с немалым удовольствием и азартом подхватил Тургенев. В свет вышли «Записки охотника». Сам Иван Сергеевич ценил произведения Аксакова, всегда хорошо отзывался о стиле писателя, говоря, что «природа раскрывается перед ним и дает ему заглянуть в себя». Вот, так в литературных спорах и беседах друзей рождались одно за одним произведения, ныне ставшие «классикой».
Хорошо сохранился кабинет писателя. Стены оклеены зелеными обоями. Дело в том, что к концу жизни Аксаков страдал тяжелой болезнью глаз. Близкие старались окружить его приглушенными цветами. Из обстановки — подлинный, «писательский» стол, деревянное кресло, коллекция бабочек. На стенах — картины, написанные старшей дочерью. В шкафу — книги, с которыми никогда не расставался.
По наследству Абрамцево переходит к дочери — Софье Сергеевне. Та не в состоянии содержать усадьбу, и в 1870 году продает его известному крупному промышленнику и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Так начинается новая эпоха в жизни Абрамцева, еще более яркая и блистательная для культурной жизни страны.
Отец нового владельца усадьбы — Мамонтова — был человеком известным, как сказали бы сейчас, предпринимателем. Именно он построил одну из первых железных дорог в России, соединившую Москву с Сергиевым Посадом. Его сын, Савва Мамонтов, закончил юридический факультет Московского университета. В свободное от учебы время принимал активное участие в театральных постановках. Одно время даже играл на домашней сцене пьесы
Савва Мамонтов, как известно, увлекался искусством. Сам пел, занимался скульптурой и драматургией. Задатки творческих личностей в других умело развивал, создавая вокруг себя благоприятную атмосферу. Таким образом, его загородное имение Абрамцево в 70–90 годы XIX века стало важным центром художественной жизни.
Основной интерес — русская история и культура, возрождение народного творчеству — все тому, чтобы прежде считалось «низким», а после «новым» веянием времени. Идеей Мамонтова увлеклись многие. Началась работа. Здесь создавали свои шедевры художники
В Абрамцеве жизнь кипела. Поленов, прогуливаясь по окрестностям, писал солнечные пейзажи. Васнецов создавал свою знаменитую «Аленушку», делал многочисленные эскизы к «Богатырям», очевидно, впитывая образы жителей сел на реке Воря. Репин работал над картиной «Не ждали» и писал этюды к «Крестному ходу в Курской губернии». Молодой Серов в столовой мамонтовского дома писал портрет старшей дочери Мамонтова Веры — «Девочка с персиками» — картины, ставшей символом Абрамцева.
Наиболее полно здесь раскрылось творчество Васнецова. По его проекту была построена усадебная церковь Спаса Нерукотворного по образцу новгородского храма XII века Спас в Нередицах. В оформлении церкви принимали участие все члены Абрамцевсого кружка. Репин написал образ «Спас Нерукотворный», Поленов — иконы «Благовещение», «Тайная вечеря», «Князь Всеволод» и надвратный образ «Спас Нерукотворный».
Кисти Васнецова принадлежат образы «Сергий Радонежский» и «Богоматерь» (позднее такой же образ Богоматери, увеличенный в несколько раз, он напишет для Владимирского собора в Киеве). По его рисунку выложен мозаичный пол в церкви, им же расписаны клиросы и два окна. Стоит отметить, что в иконах абрамцевской церкви воплотились черты близких людей, друзей художников. Так в «Богоматери» мы узнаем черты жены Васнецова с двухлетним сыном, а глаза «Спаса Нерукотворного», как отмечают искусствоведы, напоминают глаза писатели Гаршина.
В 1891 году к церкви по проекту Васнецова была пристроена часовня. Ее постройка связана с трагическим событием в семье Мамонтовых — смертью сына Андрея. В ней похоронен в 1918 году и сам Савва Иванович.
Неподалеку от главного дома стоит деревянное здание с высокой крышей. Это Поленовская дача. Здесь после венчания в абрамцевской церкви поселился Поленов с женой Натальей. Сейчас дача входит в музейный комплекс.
Хорошо сохранилась и сказочная «Избушка на курьих ножках» из дерева, созданные Васнецовым.
Абрамцево и его окрестности издавна славились художественным рукоделием: резьбой по дереву, вышивкой полотенец. Эти вещи использовались для украшения крестьянского быта. В
В начале
Абрамцево, этот удивительный уголок земли Подмосковья, вновь влечет к себе, как магнитом, вереницы людей, чтобы дать новое впечатление, приобщить к тому, что уже было сделано. А, может, и стать источником вдохновения для рождения нового шедевра музыки, живописи или архитектуры.
© Фото aksakov.info, korkis.ru, kolesa.ru, fotki.yandex.ru, clubgalereya.ru
Добавить комментарий