Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Горнолыжное снаряжение. Фото с сайта skiings.ru

В экипировке горнолыжника нет ничего лишнего. Каждый элемент одежды и аксессуар предназначен не только для защиты спортсмена от переохлаждения или перегрева.

сегодня

11 декабря
Александр I издал указ об организации пожарной команды
Александр I издал указ об организации пожарной команды

11 декабря 1802 года император Александр I издал указ об организации в Санкт-Петербурге при съезжих дворах постоянной пожарной команды из 786 солдат внутренней стражи. Команда была сформирована весной 1803 года.

На западной стороже. Звенигород


Из цикла «Жемчужины русского венца»

«В лазуревом щите серебряный колокол с золотыми украшениями»
(из книги «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи» П.П. фон Винклера. СПб., — 1900. С.56)

Город Звенигород на западе Московской области существовал ещё в домонгольское время. Однако особое положение среди других малых городов России приобрёл он на рубеже XIV — XV веков.

Именно тогда городом правил князь Юрий Димитриевич Звенигородский, сын прославленного московского великого князя Димитрия Иоанновича Донского.

Тогда же на одном из холмов в западных окрестностях города, «на стороже», жил ученик прп. Сергия Радонежского Савва — прп. Савва Сторожевский.

Исторический центр Звенигорода находится немного к западу от современного города, примерно на полпути между жилыми кварталами и Саввино-Сторожевским монастырём.

Место, на котором на высоком берегу Москва-реки в древности стояли городские укрепления, сейчас называется Звенигородским Городком. Центром же Городка является древний белокаменный храм в честь Успения Божией Матери.

Звенигородский Городок

Памятник прп. Савве Сторожевскому и князю Юрию Димитриевичу Звенигородскому в центре ЗвенигородаКак лаконично повествует информационный стенд, установленный общиной звенигородского Успенского собора рядом с крутой лестницей, ведущей на вершину холма, «Городок является редчайшим историко-архитектурным и фортификационным памятников XII — XIV веков. Благодаря археологическим раскопкам, которые производились в нём в начале XX века Н.Н. Ворониным, Б.А. Рыбаковым, А.В. Успенской, А.А. Юшко, стало известно, что городское поселение возникло на этом месте ещё в домонгольское время в XI — XIII веках и уже тогда было оснащено земляными и деревянными укреплениями. 

В конце XIV века производились повторные фортификационные работы: валы укреплены деревянными срубами, заполнены глиной, по верху вала поставлены небольшие, чуть выше роста человека, дубовые стены, внутренняя сторона вала выложена мелким булыжником, а внешние склоны обложены глиной. Тогда же звенигородским князем Юрием Дмитриевичем в центре кремля бы возведен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы — древнейший из сохранившихся на Московской земле памятников зодчества.

Успенский собор Звенигородского ГородкаЗвенигородский кремль и его соборный храм дошли до нас практически в первозданном виде и являются предметом гордости не только звенигородцев и или жителей Московского региона, но и всех россиян.

С 1966 года окрестности Успенского собора объявлены заказником, в котором запрещено повреждение грунта. В 1970 году принято постановление о включении Звенигорода в список городов, культурный слой которых объявлен национальной исторической ценностью. В 1978 году определена охранная зона вокруг собора в радиусе 350 метров».

В Звенигороде я побывал 9 мая 2007 года. Сама весенняя погода делала впечатление от города, а особенно от расположенной посреди леса его исторической части, незабываемо-солнечным! Другое неповторимое ощущение — ощущение близости таких разных эпох — возникает, если, стоя у южных дверей Успенского собора, внимательно посмотреть вокруг. Вот он стоит, собор, построенный ещё в те времена, когда существовала Византия, но не было ни Германии, ни США, ни даже Великобритании...

Успенский Собор Звенигородского Городка в 1899 годуС южной стороны к собору ведет широкая тропинка между сельскими заборами, за которыми виднеются небольшие деревянные домики. Сорок лет назад они были построены или сто сорок?

А совсем на юге, за деревьями, растущими на берегах Москва-реки, далеко-далеко виднеется стройка, на которой башенные краны трудятся над сооружением жилых небоскрёбов уже XXI века. И хорошо, что эти века не смешиваются здесь, а именно соседствуют! Иначе нигде, даже в древнем Звенигородском Городке, нельзя было бы остановиться, чтобы среди спешки нашего века оглянуться и задуматься. А ведь именно этого хочется, когда стоишь между Успенским собором и обступившими его с севера и запада поросшими лесом валами бывших укреплений: хочется остановиться, оглянуться, задуматься...

Но если раздумье у крепостных валов рождает вопросы, то ответы на большинство вопросов даёт тихая теплота Саввино-Сторожеского монастыря.

Из истории Саввино-Сторожеского монастыря

Схема Саввино-Сторожевского монастыряКак повествует монастырский информационный стенд, «Саввино-Сторожевский монастырь был основан в 1398 году преподобным Саввой по просьбе звенигородского удельного князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского.

Первая каменная постройка на территории монастыря — Рождественский собор (1405 год), который является одним из четырёх сохранившихся на Руси храмов раннемосковского зодчества. Интерьер собора украшают росписи, выполненные на протяжении XV — начала XX веков. В XVI веке после канонизации Саввы Сторожевского с южной стороны Рождественского собора пристраивают придел.

В середине XVII века Саввино-Сторожевский монастырь достиг наивысшего расцвета. В 1650 году по указу царя Алексея Михайловича на территории Саввинской обители под руководством дворянина Никиты Бобарыкина, зодчих Андрея Шахова и Ивана Шарутина, начинаются большие строительные работы. За шесть лет был возведен прекрасный архитектурный ансамбль, включающий: дворец царя Алексея Михаиловича, Царицыны палаты, звонницу, Троицкую церковь (первоначально Сергиевская), братские корпуса, трапезную палату, баши и стены монастыря, хозяйственные постройки.

С XVII века монастырь служит местом частых богомольны выходов царской семьи. В это время это один из крупнейших и богатейших монастырей: ему принадлежат около 30 тыс. десятин пахотной земли и 17,5 тыс. крепостных душ; к нему были приписаны 19 монастырей с их владениями. Монастырь имел статус Лавры. 

Звонница Саввино-Сторожевского монастыря в пасхальные дниСобор Саввино-Сторожевского монастыряБратские корпуса Сторожевского монастыря


С конца XVII века по XIX век построены: Преображенская церковь, Малый келейный корпус, приделы Троицкой надвратной церкви.

С 1800 года на территории монастыря существовало духовное училище.

В 1919 году монастырь был закрыт, имущество и владения его национализированы.

С 1920 года в стенах ансамбля располагается музей. Его коллекции были сформированы в послевоенное время«.

Музейный статус спас Саввино-Сторожевский монастырь, как и большинство из немногочисленных уцелевших в XX веке русских храмов и монастырей, от окончательного разграбления и уничтожения. Хотя, если внимательно приглядеться, заметно, что и он после возвращения Церкви потребовал реставрации. Но звенигородские монахи славятся своим трудолюбием и тем, что преуспевают на хозяйственной ниве...

Звенигородские просторыТем майским вечером в монастыре было тихо и немноголюдно. Сиял в лучах клонящегося к западу солнца купол собора. На фоне безоблачного голубого неба особенно красиво смотрелись слова пасхального приветствия на монастырской звоннице. Цветы на ухоженных клумбах придавали всему завершённость и одновременно непередаваемую трогательность. А от монастырских стен открывался потрясающий вид на раскинувшиеся на юге и западе заливные луга и пресекающую их ленту Москва-реки...

И здесь, над этим покоем и умиротворённостью, ясны и самоочевидны становились слова общины Успенского собора, которыми я и хочу завершить рассказ о городе: «До нашего времени древние святыни Звенигорода дошли вопреки многим обстоятельствам, дальнейшая их судьба должна складываться на основе нашей заботы о них».

© Фото: Дмитрий Казанцев

Опубликовано: 12.08.2010
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.