27 января – День воинской славы России – День снятия блокады города Ленинграда. В этот день 1944 года в ознаменование окончательного снятия блокады в Ленинграде был дан праздничный салют.
Все больше семей, влюбленных пар и дружеских компаний предпочитают недорого снять коттедж на выходные в Подмосковье – и с пользой провести время в окружении близких друзей и теплой обстановке.
27 января – День воинской славы России – День снятия блокады города Ленинграда. В этот день 1944 года в ознаменование окончательного снятия блокады в Ленинграде был дан праздничный салют.
Время путешествия: 20.08–
Маршрут: Пенза — Саратов — Самарканд — Пенджикент — Айни — Душанбе — Обигарм — Гарм — Обигарм — Душанбе — ущелье Сиомы — пер. Четырёх (4060 м) — ущелье Кадамташа — оз. Парион — Хакими — Душанбе — Зиди — нарзанный ист.
Этим летом я решил посетить Среднюю Азию в конце
Билет я купил на поезд от Саратова до Самарканда. В этом году цена возросла в полтора раза. С чем это связано, я не могу понять. До Саратова доехал на маршрутке за 300 р. Отправлялся поезд в 16.05 в пятницу, а прибывал в 10.10 в понедельник по местному, ташкентскому времени (+1 час).
В этот раз ехали точно по расписанию, даже на границах держали, сколько положено. Ни на одной таможне багаж мой никого не заинтересовал. От Саратова до Ташкента ходят два поезда. Один из них заезжает в Ургенч, на нём я и ехал. В конечный пункт прибыли точно по расписанию. В поезде поменял пару сотен рублей на сумы, по курсу 1:67.
В Самарканде привели в порядок движение маршрутного транспорта. И теперь, чтобы уехать куда то, надо пройти немного дальше от здания вокзала, где разворачивается большинство рейсовых автобусов. Также, в связи с открытием новой автостанции, туда перенесли маршрутки, едущие на границу с Таджикистаном. Теперь ехать до Регистана не имело смысла. На автостанции все маршрутки стоят в очереди в определённых местах, и бегать искать их не надо. До границы доехал за 3000 сум.
Узбекские пограничники оказались неожиданно приветливыми. На таджикской стороне я встретил прошлогоднего прапора, содравшего с меня деньги за отсутствие регистрации. Он тоже узнал меня. Там мне дали миграционную карточку, поставили в неё печать и сказали, что это вместо регистрации. На таможне ко мне подошёл хозяин небольшой гостиницы в Пенджикенте, Ниёзкул, и оставил свои координаты: «Остановка Самарканд „Elina“,
В городе зашёл в инет, отправил письмо домой. Когда шёл на выход из города, то на встречной полосе остановился парень на джипе и спросил, куда мне. Я ответил, что еду на попутках без денег в сторону Душанбе. Он сказал, что едет туда же и может взять с собой, только надо дождаться брата. Немного подумав, я решил попробовать этот вариант.
Когда сел в джип, то мы поехали в обратную сторону. Покатавшись по городу, мы вернулись на выезд, к стоянке таксистов. Тут я ещё раз уточнил, что еду без денег. Парень сказал, что надо набрать ещё клиентов за деньги, поэтому мы и приехали сюда. Там было много таксистов, но желающих уехать видно не было. На одной маршрутке приехали две француженки. Пришлось побыть переводчиком между ними и таджиками. Как я понял, француженки решили ждать ещё народ, так как на двоих аренда машины для них была дороговата. Направлялись они в альплагерь «Артуч».
Время шло, и постепенно я стал понимать, что надо было ехать самому. В конце концов, я так и сделал. Когда вышел на позицию, то практически сразу остановил местный житель и согласился взять бесплатно до
Ехали быстро, но в Айни
Перед подъёмом к туннелю, около моста через Ягноб, был
Таковая нашлась при въезде в кишлак Гушари. Там было сразу три больших ошхоны, и многие останавливались там. Я зашёл в самую первую и спросил у хозяина про ночлег. Он ответил, что я могу чувствовать себя здесь, как дома. Звали его Саид и, по его словам, у него останавливались люди из разных стран, и все оставались довольны. Я заказал себе немного поесть. С меня взяли раза в три меньше, чем это стоило на самом деле, а чай и лепёшка были вообще бесплатными.
Тут я узнал, что с 10 августа по 10 сентября у мусульман идёт рамазан. В Таджикистане соблюдает его большинство населения. Заключается он в том, что тот, кто «держит рузу», просыпается в четыре утра, завтракает и до половины восьмого вечера ничего не ест и не пьёт, даже обычную воду, также нельзя курить сигареты и насвай. Поэтому большинство кафешек в течение дня пустует, а вечером там просто не протолкнуться.
Единственный недостаток остановки в Гушари — это платный туалет (50 дирам), который ещё и расположен очень далеко. А вообще, если вас там застанет ночь, то не стоит особо ничего изобретать, а просто подойти и попроситься на ночлег. Воров там нет, и хозяева очень гостеприимные.
Утром я увидел, что сразу за Гушари построили пропускной пункт, где стали собирать деньги за проезд. Так таджики платят долг китайцам за построенные дороги. Сразу за постом я остановил бензовоз и доехал на нём до Душанбе.
Перед въездом в столицу ещё один платный пропускной пункт. От водителя я узнал, что в Таджикистане уже два дня как из тюрьмы сбежали 25 моджахедов, и по всем дорогам усиленные посты и поголовные проверки. Уже когда въехали в город, нас остановили солдаты. Водитель сразу отдал деньги, а меня стали проверять. Но денег я им давать не собирался. Поковырявшись в паспорте и ничего не придумав, меня отпустили. Так как бензовоз ехал в Регар, то водитель высадил меня на выезде в ту сторону.
До Сад Барка я доехал на восьмом автобусе за 50 дирам. Там я решил заглянуть на базар и попробовать таджикские фрукты. Цены оказались не такими уж и дешёвыми, как я ожидал. Я купил персиков, груш и инжира. Дальше пошёл на маршрутку в Вахдат. Стоянка их не изменилась. Уехал быстро за пару сомони.
От Вахдата застопился КАМАЗ с водителем, живущим в России и имеющим наше гражданство. Здесь он гостил у своих родных и временно подрабатывал на перевозке грузов.
Я понял всю серьёзность ситуации в Таджикистане. Точнее, как трудно будет добраться до Памира. Вообще, конечно, это идиотизм — ловить сбежавших преступников на федеральных трасах. Делать это надо по горным тропам и ущельям. А так это — просто сбор денег со всех проезжающих. Это сильно увеличивают неприязнь населения к ментам и военным.
Дальше мне остановили жители Рогуна на Волге. На одном посту меня
Меня это сильно достало. Если такая ситуация до самого Памира, то, пожалуй, ехать туда не стоит. Я решил добраться до развилки на Гарм и уже там определиться. От развилки на Рогун до Обигарма я дошёл пешком. На выезде из посёлка зашёл в ошхону, где есть ещё и баня. Как и в прошлый раз, отношение мне не понравилось, принесли кусок
Пока ждал попутку, ко мне подошёл таджикский рыбак, хорошо говоривший
Ехали они в долину Сурхоба, а потом до самого последнего кишлака по реке Муксу. Дальше была только застава, чтобы пройти через неё, нужен был пропуск из Джиргаталя. Подумав, я решил проехаться с ними до конца и посмотреть эти отдалённые кишлаки. Этот водитель доставлял основную массу грузов и продовольствия в те места. Рейсы он делал всего пару раз в месяц, когда набирал полный КАМАЗ заказов. Водитель был слишком правильный и сам говорил о том, что везёт меня, на каждом посту. Поэтому проверки меня достали окончательно, но особо никто не придирался. На развилке в сторону Гарма, когда я пошёл в вагончик для проверки, прапор пытался придраться и заработать на мне немного деньжат, но молодой лейтенант обломал его в этом желании.
Недалеко от развилки есть кишлак Обилурд, куда надо было завезти
Когда подъезжали к Гарму, нас остановили на посту, и водитель сказал им про меня. Когда я вылез из кабины, то по настрою ментов и военных, понял, что просто так я тут не проеду. Проверили паспорт, стали спрашивать про регистрацию. Я показал миграционную карточку, выданную на границе. Военные проверили мой рюкзак. Потом стали звонить в Гармскую ментовку. Сказали, что сейчас подъедет
Я сказал, что еду в Киргизию и сегодня покину страну. Но его это мало интересовало. Он хотел денег. Я сел в его машину, и мы поехали в Гарм, в ментовку. Пока ехали, я узнал, что у него двойное гражданство, и он долго жил в России. Видно было, что общение с нашими ментами для него не прошло даром. Как заработать на людях, он усвоил хорошо. Когда приехали в ментовку, то меня провели в кабинет к капитану. В каком звании был привёзший меня, я так и не понял. Но видно было, что капитан был главнее. Он посмотрел мой паспорт, потом поговорил на таджикском с привёзшим меня и отпустил. Мы поехали назад на пост. Вёзший меня таджик записал меня в сыщики и стал нагло намекать на то, что просто так не отпустит. Просил очень много, но в результате согласился на 100 сомони. Вот такие козлы встречаются в таджикской ментовке.
Везший меня КАМАЗист всё ещё не уехал. Я сел к нему в кабину и рассказал, как всё было. Он сказал, что делать в рамазан такие вещи это очень плохо, аллах сам с ним разберётся.
Дальше были ещё два серьёзных поста: в Таджикабаде и в Джиргатале. Если на первом могли и пропустить, то на втором проверки было бы не избежать. Поэтому, когда уже проехали Гарм, я
До Гарма доехал с парнями на легковушке. Прошёл через весь посёлок пешком и стал стопить на выезде. Уехал с дедом на иномарке до
До Обигарма доехали быстро. Там надо было вымыть машину, так как грязные в столицу не пускают. Обигармцы делают на этом хорошие деньги, тем более, что вода там халявная.
После душа поехали дальше. Водитель жил в центре города, недалеко от
© Фото автора
Re: По дорогам Средней Азии
Простите. я в географии не силен. Так вы в итоге добрались до Памира или нет?
Re: По дорогам Средней Азии
В тот раз до Памира я не доехал.
Но я был там в 2007 и 2008 годах. Отчёты есть на моём сайте.
Re: По дорогам Средней Азии
Я посмотрела, вы все время по таким не очень благополучным районам ездите. Не боитесь? Как ваши родные относятся к такому опасному увлечению?
Re: По дорогам Средней Азии
В основном у этих районов просто репутация плохая, а на самом деле там всё не так. Например, Таджикистан я считаю самой лучшей для туризма страной. Там очень красивая природа и очень гостеприимные люди.
А родные относятся плохо к этому моему увлечению.
Re: По дорогам Средней Азии
Я приблизительно это и имела в виду. Люди в общей массе, наверное, действительно приятные, но тот беспредел, который творится военными и ментами, наверное, сильно напрягает и портит поездку. А еще мне кажется страшно вот так одному лазить по горам, когда даже никто не знает в какую сторону ты пошел, да еще и эти убежавшие из тюрьмы моджахеды могут тоже скрываться в этих горах. А фото очень понравились, действительно настоящая красота!
Re: По дорогам Средней Азии
Да, как и у нас, люди у власти портят всё. И также их ненавидят почти все. Причём в этой ненависти солидарны все национальности.
В одиночку по горам бывает страшновато. Но если ждать кого-то в попутчики, то можно вообще остаться дома. Попробовав ездить в одиночку, я понял, что это вполне возможно и теперь я никого не жду.
Ну а сбежавшим моджахедам туристы особо не интересны, у них свои заботы.
Re: По дорогам Средней Азии
ну вдвоем и стопить сложнее
Re: По дорогам Средней Азии
Пожалуйста, приезжайте в Таджикистан, я могу быть Вашим гидом и проводником! Добро пожаловать к нам.
Добавить комментарий