15 января 1700 года Пётр I повелел дворянам носить европейские костюмы. Бояре, дворяне и торговые люди должны были носить западноевропейский костюм. Жены и дочери их также должны были носить юбки и платье по иноземным модам.
Учиться в Чехии бесплатно можно, особенно если проявить все свои таланты и обратиться в Международный Союз Молодежи, объединяющий чешских студентов и молодежь из других стран в одно большое и дружное сообщество.
15 января 1700 года Пётр I повелел дворянам носить европейские костюмы. Бояре, дворяне и торговые люди должны были носить западноевропейский костюм. Жены и дочери их также должны были носить юбки и платье по иноземным модам.
Дорога, по которой мы едем, идет через долины, потом постепенно взбирается в гору, начинает петлять между хребтов Кордильер. Когда стемнело, Эмилио решил повысить наш культурный уровень и знания о стране путем просмотра видеофильма. Кинофильм был из серии ВВС и назывался «Войны Кортеса».
Красочные костюмы, воссоздание исторической ретроспективы, комментарии видных ученых – фильм оказался познавательным, информативным и полезным. По адресу video.mail.ru/mail/astronom_vvn/10451/10462.html находится видеофильм об этом гении и злодее – Эрнане Кортесе. Я постараюсь вкратце рассказать его содержание.
«Обходительность дворянина сочеталась в этом испанском идальго с беспощадностью конкистадора. Именно это и помогло Эрнану Кортесу, завоевателю эпохи Великих географических открытий, покорить богатейшее государство ацтеков, расположенное на территории современной Мексики.
Кортес родился в 1485 году, и был единственным сыном мелкого дворянина. Он не отличался сильным здоровьем, и родители прочили ему карьеру юриста. Но изучение права в Университете отнюдь не соответствовало амбициям юноши, и в 19 лет он уехал в поисках богатства и славы в Новый Свет.
В то время в Америку потоком хлынули завоеватели (конкистадоры по-испански), их единственной целью было золото, и Кортес решил последовать их примеру. В 1511 году Кортес принимает участие в экспедиции по захвату Кубы. Веселый нрав, открытость и мужество пришлись по душе руководителю экспедиции Диего де Веласкесу. А когда последний становится губернатором Кубы, то Кортес, выгодно женившись на его сестре, становится мэром Сантьяго.
Но главной мечтой 34-летнего Кортеса были несметные богатства ацтекской империи. Во главе военной экспедиции он вышел в Карибское море. И хотя официально целью похода было обращение в христианство язычников-индейцев, отряд Кортеса имел на вооружении 19 пушек. Будучи дипломатом и воином, Эрнан Кортес, прежде всего, был по духу авантюристом, и благодаря этому он стал великим завоевателем.
Он был умен и решителен, прибыв с Кубы на берега Америки во главе отряда из 600 человек, опасаясь бегства своих людей, он сжег всю флотилию. Теперь перед ним и его войском стояла дилемма: победить или погибнуть. Испанцев было мало, но их артиллерия сеяла среди туземцев панику и наносила противнику огромные потери. Растерянные индейцы становились легкой добычей для конницы конкистадоров.
Так Кортес одержал победу над племенем Тлашкала, он предложил их вождю перейти на его сторону, вступить в его войско и воевать вместе против общего врага ацтеков. Этот альянс был замечательным стратегическим ходом, так как тлашкальтеки обладали самой сильной в то время армией в Мексике. Они воевали крупными формированиями и имели навыки в воинском деле. Конкистадоры Кортеса стали взаимно обучать друг друга военным премудростям.
Так в распоряжении Кортеса оказалась отлаженная военная машина. Присоединив к своему отряду 1000 тлашкальтекских воинов, Кортес двинулся на столицу ацтеков – Теночтитлан. Вид на город произвел на испанцев неизгладимое впечатление, такой планировки и такого размаха они до сих пор не видели. Этот индейский город был по меньшей мере раза в два больше, чем самый крупный европейский город того времени.
Всего через 9 месяцев после отплытия с Кубы Кортес добрался до сердца империи ацтеков. Перед ним было богатство великой столицы, награда была перед ним, оставалось только взять ее. Всадники, едущие на лошадях, вселяли панический страх в ацтеков, которые воспринимали человека и лошадь как единое целое.
Верховный вождь ацтеков Моктесума пытался одолеть испанцев с помощью колдунов, пытался убить Кортеса, откупиться от конкистадоров, чтобы те вернулись обратно. Моктесума медлил, он пытался найти ответ на вопрос, кем был Кортес. Он изучал древние календари, обращался к жрецам и богам. В конце концов, Моктесума решил принять Кортеса как дипломата и посланца короля и позволил Кортесу и его воинам въехать в Теночтитлан верхом.
Историческое место встречи Моктесумы и Кортеса нынче отмечено мемориальной доской. Кортесу устроили прием, достойный царственной особы. При посредничестве доньи Марины (Малинче), переводчицы, осведомителя и наложницы Эрнана Кортеса, они обменялись официальными приветствиями и дарами. Кортес стоял лицом к лицу с императором земли. О чем они думали? Понимал ли Моктесума, что впустил волка в курятник, а Кортес в окружении четверти миллиона ацтеков не опасался ли он, что попал в хитроумную западню?
Ацтеки верили, что благодаря человеческим жертвоприношениям боги помогают Солнцу вставать каждый день. Кортес и его люди были в ужасе, для испанцев такая религия была определенно варварской. Конкистадоры испугались и стали уговаривать Кортеса вернуться на сушу. Тот разделял их опасения, но не хотел отказаться от ценного приза. Он входит в доверие к Моктесуме и затем берет его в заложники и повсюду водит вождя с собой.
Таким образом, Моктемсума оказался в непростой для себя ситуации. Кортес издает указ о запрете человеческих жертв. В храмы вносят кресты и христианские иконы, а всех ацтекских идолов уничтожают. А все прекрасные изделия из золота переплавляют для удобства в обычные слитки, так как завоевателей не интересовала их художественная ценность...
В конце апреля 1520 года возникла проблема: с Кубы был послан отряд, чтобы арестовать Кортеса. Последний решил встретить войско лично, и покинул Теночтитлан, оставив в нем только сотню солдат. Обратно он смог вернуться в столицу только после 3-х месяцев осады. Сопротивление ацтеков привело к тому, что все здания города были разрушены, а на их руинах был построен город, ставший столицей нового королевства – Новой Испании.
При этом составной частью политики Кортеса было преднамеренное смешение туземного населения с испанцами. Между победителями и побежденными возникали биологические союзы. У Кортеса самого был ребенок от Малинче, и он создал общество, основанное на смешанных браках. Это в корне отличается от всех других видов колонизаций.
Однако истинная борьба развернулась не между армиями,а между 2-мя цивилизациями – индейской и европейской, каждая из которой обладала своими традициями и культурой. Индейцы думали, что это война за верховную власть с возможностью для побежденных поклоняться своим богам, сохранять свои обычаи и личную свободу. Испанцы же стремились навязать покоренным народам новый и чуждый им образ жизни. Для ацтеков это был конец их цивилизации.
Кортес предусмотрительно снарядил корабли с золотом в Испанию, результат не заставил себя ждать. Ему не было еще и 40 лет, когда он уже был губернатором Новой Испании. Несмотря на это, он так и не смог стать своим в высшем испанском обществе, которое видело в нем только нувориша. Он был богаче многих грандов, но это не принесло ему высокого положения, которым обладала родовитая знать.
Алчность Кортеса была сильнее его искусства дипломатии. Из-за придворных интриг он лишился своего поста губернатора Мексики, а заодно и милости королевского двора. Он прожил в Мексике еще несколько лет, но в 1540 году, обиженный и озлобленный, покидает Новую Испанию.
На Родине он поселяется под Севильей. Он был богат, но это не спасло его от дизентерии, от которой он умер через 7 лет. Но даже после смерти ему не было покоя: его останки перевезли в Мексику и захоронили в месте исторической встречи с Моктесумой.
Спасая останки Кортеса от уничтожения индейцами, его прах несколько раз перезахоранивают. И только через 76 лет после смерти Кортеса его останки нашли вечное приют в Неаполе. А последнее желание Эрнана Кортеса упокоиться в земле, где он познал успех и триумф, осталось невыполненным.
Кортес был противоречивой личностью, у мексиканцев он вызывает двоякое чувство: он был европейцем-разрушителем, и вместе с тем великим воином-завоевателем. Безусловно, он был выдающейся личностью 16 века, фигурой мирового значения. Он был талантливым, хотя и жестоким руководителем, а как завоеватель самым удачливым в истории.
Что до индейцев, то они не забывают своих традиций, как и неприязнь к Кортесу. Несмотря на конкисту и ее последствия, дух ацтеков и сегодня сохранился в национальной культуре. Здесь по-прежнему готовят традиционные блюда ацтеков, а на улицах и площадях Мехико современные танцоры воспроизводят ритуалы своих далеких предков».
В Оахаку, столицу одноименного штата, мы приехали через 5,5 часов (проехав 320 км), было около семи вечера и уже стемнело. Нас высадили в центре, а автобус с вещами уехал разгружаться в отель. Несмотря на позднее время, было все еще тепло, и мы с удовольствием прошлись по старой части города. Правда, при этом мы мысленно представляли, как бы выглядел город при свете дня. Однако при этом в программе было честно сказано о позднем прибытии и ночной экскурсии по городу.
Эмилио провел нас по центру города, рассказал об его истории. В 1532 году на эту территорию явились переселенцы, вот они и основали город Оахаку. Название города произошло от имени существовавшей здесь в 15 веке крепости ацтеков Хуахуака, что в переводе означало «растущая акация».
«Наш пострел» и авантюрист Кортес «везде поспел» и добился, чтобы эти плодородные земли долины Оахаки были переданы ему на правах собственности. Переселенцев заставили уйти с нажитых мест, но ненадолго, так как король Испании Карлос Y своим указом придал городу статус королевского и восстановил переселенцев в правах.
Город также объявлен ЮНЕСКО культурным достоянием человечества, и заслуга в этом центральной части, застроенной зданиями, сохранившимися со времен конкисты, т.е. с 16 века. Стартом вечерней экскурсии по городу была площадь в центре города, площадь Конституции, более известная как Сокало, по периметру которой расположен Дворец Правительства и Кафедральный Собор.
В 18 веке на площади были посажены ясени, и размещен красивый мраморный фонтан. По площади запрещено движение транспорта, посредине поставлен помост для музыкантов, и расставлены лавочки для отдыхающих.
Даже при слабом вечернем освещении собор нам понравился резьбой и пышным убранством в стиле барокко. Его начали строить в середине 16 века, но закончили только в 18 – помешали многочисленные землетрясения. Его фасад из зеленого камня в стиле барокко украшен часами, являющимися подарком короля Испании.
Небольшой городок, расположенный в долине гор Сьерра Мадре на высоте полутора тысяч метров, является ярким образцом смешения индейского и испанского наследия. Тем более что в городе самая большая доля индейского населения (60%). Тихий город в недавнем прошлом взорвался недовольством преподавателей местного университета. Проходили митинги, манифестации, но сейчас «в Багдаде все спокойно».
Пройдя 4 квартала, мы подошли к самой красивой церкви города, в строительстве которой принимали участие лучшие строители Пуэблы. Это церковь Святого Доминика (Санто-Доминго де Гусман). Время строительства также 16 век. Из-за близости гор и опасности землетрясений, эта церковь, как и Кафедральный собор, имеет толстые стены. Оба храма ясно дело были уже закрыты, да и рыночная торговля (рынок Меркадо де Абастос) на площади тоже начинала сворачиваться. Максимум, что мы смогли увидеть – это алебрихе – изделия местных мастеров.
Необычные красочные фигурки, выполненные из дерева или папье-маше, изображают разнообразные мифические существа. Они очень красочны, их миниатюрные детали тщательно выделаны и фасонисто расписаны. Общее впечатление от их большого количества на лотке – скопище крупных тараканов.
При этом они активно агрессивны и зачастую напоминают змеев Горынычей с зубасто-клыкастыми пастями. Считается, что эти сущности живут в лесах. История их возникновения очень причудлива, я не буду ее излагать: кому интересно, могут влезть в и-нет по адресу: biopozitiv.ru/alebrihe.html.
Ну и, конечно же, Оахака славна тем, что неподалеку от нее родился главный герой страны – Бенито Хуарес. Сапотекский индеец с 1847 по 1852 г. занимал должность губернатора одноименного штата.
На этом наша экскурсия по полутемной Оахаке закончилась, и Эмилио повел нас в отель «Parador del Dominico» 3*, оказавшийся небольшим, но достаточно милым, да и что надо бедному туристу в проходном отеле – только голову прислонить и позавтракать. После переговоров на ресепшн нам в номер принесли раскладушку-кровать, что, правда, вызвало недоумение у персонала. Мы настойчиво и вежливо просили, и нам не отказали.
© Текст, фото: Хания
Сегодня в Абхазии действуют мечеть, лютеранская кирха и католический костел в городе Сухум, два мужских православных монастыря (Симоно-Кананитский в Новом Афоне и Иоанно-Златоустовский в селе Каман) и 15 православных церквей.
Добавить комментарий